На карту
Войти

Медовый «колхоз». На Южном Урале готовы собрать пчеловодов в кооператив.

Медовый «колхоз». На Южном Урале готовы собрать пчеловодов в кооператив

 

 

К этой идее пасечников сподвиг разговор на совете по развитию пчеловодства, прошедшем в Минсельхозе РФ.

Правильный мед. Челябинские ученые придумали, как управлять пчелами

На нем и обсудили вопрос о создании кооперативов малых производителей меда. В числе плюсов — вывод пчеловодов из тени, доступ к товарным рынкам, использование механизмов государственной поддержки. Такие объединения уже созданы в Липецкой, Курской, Белгородской, Кемеровской и Омской областях. По словам заместителя министра сельского хозяйства Джамбулата Хатуова, подобные кооперативы должны появиться в каждом регионе.

Что для этого делается на Южном Урале и как кооперация поможет решать пасечные проблемы? Своим мнением с «ЮП» поделился председатель правления Союза пчеловодов Челябинской области «Пчеловоды Южного Урала» Олег Коптелов.

 

Грант «в проекте»

— Для чего нужен кооператив? И какие проблемы могут возникнуть при его создании?

— Идея хорошая, но для этого нужна помощь государства. Для такого кооператива необходим стартовый капитал, а для предоставления грантов ставятся во многом неприемлемые для пчеловодов условия. К примеру, их сумма привязана не к экономике, а к «трудовой» составляющей: на миллион рублей вложений нужно создать одно рабочее место. Набирать лишних людей пасечникам не по карману, да и резона нет: это в животноводстве для обслуживания фермы нужны и скотники, и доярки, а пчеловод сам на все горазд и обычно справляется без подсобников. Причем он вынужден экономить, поскольку затраты на пасеку очень велики. По расчетам, на закупку 200 пчелосемей, ульев и оборудование уйдет 3 млн рублей, а это только одно рабочее место. От нас требуют сразу обзавестись землей, помещениями, техникой, а где на все взять деньги?

Мы не раз пытались получить грант на открытие пчеловодческого кооператива либо КФХ, но отбор не прошли. На наш взгляд, нужно отработать механизм господдержки на федеральном и региональном уровнях в разрезе «медовой» отрасли.

— Что еще мешает открытию кооператива?

— Пчеловоды, которые сегодня работают сами по себе, и рады бы объединиться, но многие опасаются подводных камней легализации, обложения налогами, проверок надзорных органов. Не все гладко и с издержками: как их делить? «В колхоз» людей не загонишь, это должна быть команда единомышленников.

 

Эксперимент комом

— Но объединяться все же стоит?

— Думаю, другого пути нет: выживать вместе легче. Проблем у нас масса: немало расходов уходит на налоги, зарплату, обучение работников. Их много не нужно: ухаживать за пчелами, собирать мед сможет сам пчеловод с одним-двумя помощниками. Причем медовый сезон длится лишь весной и летом, с приходом холодов пчел «запечатываем» в ульях на зимнюю спячку. А зарплату людям нужно платить весь год. Приходится идти на эти расходы: в вузах пасечному делу не учат, все приходится осваивать на практике и брать временщиков-сезонников смысла нет. И все же мы не отказываемся от «кооперативной» идеи, хотели бы обзавестись землей, техникой, чтобы самим сеять медоносы, а затем вместе реализовывать мед. В одиночку эти планы не осилить.

— А пытались раньше создать такой кооператив?

— Несколько лет назад мы в виде эксперимента решили открыть его в Ашинском районе, близ станции Кропачево. Планировали на горных лугах сеять и медоносы, и лечебные травы. Уже договорились и с местными властями, те пообещали всяческую поддержку, но возникли проблемы с финансами, оформлением земли, другие накладки. На что покупать ульи, пчелиные семьи и технику? В муниципалитете заявили: ищите инвестора. А предприниматели не спешат выкладывать деньги в рискованное, по их мнению, начинание. К тому же местные пайщики стали сразу требовать делиться доходами, хотя пока до них далеко, поначалу это убыточный бизнес.

 

Пестицидный мор

— Пчелы — это не только мед, но и опыление сельхозкультур, без них не получишь урожай…

— Это так. Особенно важно опыление для семеноводства, и на тандем с этой отраслью мы очень рассчитываем. Дело в том, что для заготовки кормов, например, донник нужно скашивать в пору цветения, когда у растений больше всего белка, а для пчеловодов важно сохранить медоносы до конца сезона. В семеноводстве же такой проблемы нет, и мы уже ведем переговоры с фермером из Чесменского района Константином Шумских, который выращивает подсолнечник на семена. Он обещает выделить землю, медоносы. Одних подсолнухов для получения качественного меда мало, нужно многоцветье посевов эспарцета, донника, фацелии, гречихи. Сотрудничать с будущим кооперативом готовы и в СХП «Подовинное» Октябрьского района.

— Какую еще пользу может принести кооперация?

— Взять, к примеру, борьбу с болезнями пчел. В прошлом году из-за опрыскивания посевов ядохимикатами в Европе разразился пчелиный мор, насекомые гибли тысячами семей. Сегодня проблема в том, что и в России аграрии сеют на корма много рапса, его обрабатывают химпрепаратами, и пчеловодам приходится избегать небезопасных полей. Не обошла стороной эта беда и наш регион: в августе 2019 года в Уйском районе погибли обитатели порядка 80 ульев, пострадали 5 пасек. На место приехал ветврач, взял пробы. Но исследование в лаборатории платное, стоит недешево, и у пчеловодов-единоличников не нашлось на это денег. Поэтому документально подтвердить факт «пестицидного» мора, чтобы получить возмещение ущерба, не удалось.

Если бы у пасечников был кооператив, со своей общей кассой, думаю, они нашли бы на это средства, как и на ветпрепараты для избавления от природных болезней пчел. А главный плюс кооперации — возможность вывести медовый бизнес из тени, получать помощь государства. Вместе будет легче закупать пчелиные домики, фасовочное и прочее оборудование, отстаивать общие интересы.

 

Медовое братство

— Создание кооператива — это лишь первый шаг к расширению медового братства?

— В этом плане мы изучаем опыт пчеловодов соседней Башкирии, где такие кооперативы уже созданы. Неслучайно башкирский мед очень ценится во всем мире, идет на экспорт. В 2021 году в Уфе пройдет XLVII Международный конгресс пчеловодов «Анимондия», где они представят свои новинки. У них закуплены передвижные лаборатории на колесах, с помощью которых можно определить качества меда даже в улье. А сейчас создают и стационарный лабораторный комплекс мирового уровня с международной аккредитацией.

— Будете ли дружить и на межрегиональном, и на общероссийском уровне?

— Такая задумка есть. Мы планируем скооперироваться с башкирскими коллегами, взять у них лучшее для переноса на пасеки Южного Урала. В марте этого года на форуме пчеловодов в Уфе мы договорились об использовании бренда «Башкирский мед» и нашими пчеловодами, при условии соблюдения веками отлаженной технологии его производства. Думаю, он станет хорошим дополнением нашего традиционного бренда «Уральский мед».

Уверен, кооперация поможет бороться и с медовым фальсификатом, который заполонил наш рынок. В нем находят даже антибиотики! Мы с руководителем общественного «Народного контроля» Вадимом Воробьем как-то проверили завозной мед из разных торговых точек, направили его в лабораторию. Оказалось, что из 37 проб 29 не соответствуют требованиям качества. В кооперативе такого бы не случилось: его пчеловоды будут нести за брак персональную ответственность.

Мало того, мы пошли дальше, решили создать объединение пчеловодов и на общероссийском уровне. Сейчас существует несколько таких ассоциаций, и каждая тянет в свою сторону. Но уже удалось договориться и о создании единого общероссийского союза, в который войдут и региональные объединения. Этот наболевший вопрос будет решаться осенью этого года на съезде пчеловодов России.

 

Комментарий

Сергей Власов, главный специалист отдела животноводства и птицеводства минсельхоза Челябинской области:

— Сегодня пасечники Южного Урала — это в основном личные подсобные хозяйства. На них приходится 16 361 пчелосемья из 17 210 в целом по области. Пчеловодством в регионе занимаются 9 крестьянско-фермерских хозяйств и 7 сельхозпредприятий, где содержат всего 499 и 350 пчелосемей, а остальное — это частники. Личные подсобные хозяйства не могут претендовать на получение господдержки, и субсидии, гранты достаются другим.

Чтобы получать весомую помощь государства, индивидуалы должны легализоваться, обрести статус КФХ. Наши пчеловоды также планируют создать свой кооператив, который сможет получать субсидии, закупать оборудование, помогать со сбытом продукции. На федеральном уровне уже разрабатывают механизм поддержки пчеловодческих кооперативных объединений. В региональном минсельхозе тоже готовим пакет документов, чтобы на условиях софинансирования участвовать в этой программе. Сейчас прорабатывается вопрос о создании дорожной карты по господдержке пчеловодов.

 

 

Источник: https://naceka-online.ru/novosti-pchelovodstva/medovyi-kolhoz-na-yuzhnom-urale-gotovy-s.html

11 марта 2022

Заявка на внедрение Цифровой платформы «Добропчел» в регионе