Пчеловоды несколько районов соседней Курской области терпят бедствие в связи с началом обработки фермерский угодий пестицидами. В Союзе пчеловодов региона уже началась паника. Нарушения фиксируются почти каждый день.
«12 мая были в Обоянском районе и днем на пересечении Обоянского и Медвенского районов у поворота на Панике машины обрабатывали при ураганном ветре поля пшеницы»
По регламенту таблички на границах полей с указанием сроков и описанием веществ обработки ставятся за три дня до начала работ. Многие фермеры просто публикуют в газетах соответствующие заметки с предупреждений на весь срок: с марта по октябрь. Однако этих, пусть и законодательно обснованных, мер не всегда достаточно. А последствия печальные.
«А влечет это чем — случилась трагическая ситуация, что 27 марта начала гибнуть пасека в Обояни у нашего члена Светланы. 47 семей у нее осыпались практически в ноль, сейчас они на трех рамках, хотя лет у них был очень сильный»
По словам представителя союза пчеловодов от ветеринарии и правоохранительных органах никаких засвидетельствований фактов замора пчёл не идет, а пчеловод может потерял всё с чего имел копейку. Самая больная тема сейчас: грядущая обработка рапса, но у культуры есть особенности по данной процедуре. И, кстати, именно на нём в том году погибло много пчел
«Есть такое правило в правилах обработки пестицидами, что нельзя обрабатывать непосредственно на цвету любое растение — это категорически запрещено. Потому что ясно, что летит пчела и самый главный момент, который люди не знают почему-то, что нельзя обрабатывать на цвету, потому что тогда плод, то есть то, что получится из цветка, будет полностью впитывать всю химию. То есть, непосредственно весь рапс, он реактивный и химический. Это мы молчим про землю, которая впитывает все эти фосфороорганические соединения и химию»
Также, существует классность препаратов. Самый опасный для насекомых - первый. Именно им сейчас часто обрабатывают поля аграрии. Естественно, в большинстве случаев, о процедуре предупреждают, только пользы от этого никакой.
«Что такое «первый класс»? Первый класс опасности для пчел, и, получается, второй класс опасности для людей — это очень высокий — это когда непосредственно фермер должен обеспечить изоляцию животных и насекомых, то есть, пчелы, на 6-8 дней. И ключевое слово — фермер должен обеспечить изоляцию, не пчеловод должен закрыть ульи, потому что это несет потерю прибыли. Есть в законодательстве статья 15 Гражданского Кодекса РФ, что в данном случае фермер приобретает свою прибыль, а пчеловод теряет, это очень важный момент»
Спасает пчёл погода начала мая. Ветром и дождевой водой уносит и вымывает большую часть пестицидов. И всё же прийти к консенсусу у сторон не получается, включая руководство региона. Пчеловоды хотят равного и продуктивного диалога между ними властью и фермерами. Чтобы стороны были услышаны и были приняты меры.
«Можно сказать, что АПК Курской области только говорит, а ничего не делает, потому что я разговаривал лично с фермерами и они говорили: «Нам плевать абсолютно на то, что говорит АПК. Мы никаким образом по регламенту им не подчиняемся, мы автономны, если мы соблюдаем законодательство. А в рамках обработок нам легче заплатить 10 тысяч, там минимальный штраф, чем терять гигантскую прибыль».
Пока, что у пчеловодов для развития и поддержки отрасли есть надежда только на систему государственных грантов «Центра компетенции в АПК Курской области», где сильно упростили все бюрократические процедуры для получения помощи.
«Вы регистрируете крестьянско-фермерское хозяйство, приносите определенные документы, которые они просят, и они за вас делают бизнес-план, собирают пакет документов, и вы готовитесь непосредственно к конкурсу. Я думаю, что это поможет очень многим пчеловодам подняться, вывести Курскую область на развитие. Пчеловодство — это действительно интересная отрасль, которой могут заниматься не только мужчины в возрасте — дедушки, а непосредственно и женщины и развиваться молодое пчеловодство»